Одной из главных реформ 2020 года станет внедрение новой системы аттестации учителей. Среди ключевых нововведений – Единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ). Как будет проходить аттестация по новым правилам?
ЕФОМ составлены по принципам ЕГЭ, и в скором времени эта аббревиатура станет такой же привычной, как и единый государственный экзамен. ЕГЭ предполагает оценку знаний по предмету, а ЕФОМ – качество преподавания предмета. Оценочные материалы разделены на три тематических блока. Учителям предстоит сделать видеозапись урока, решать задачи по своему предмету и выполнять «педагогические кейсы».
Первый блок: оценка психолого-педагогических компетенций педагога
Учителю нужно будет сделать видеозапись урока, для этого достаточно использовать смартфон. Видеозапись нужно дополнить примерами самостоятельной работы с детьми с выставленными оценками, а также анализом собственной работы. Все это будет передано на оценку независимым экспертам.
«Будут учитываться несколько аспектов: воспитание, мотивация, индивидуальный подход, формирование у ребенка навыков, необходимых для учебы. К примеру, как научить его искать и анализировать информацию», — комментирует проректор Московского государственного психолого-педагогического университета Андрей Милехин.
Второй блок: письменная работа по предмету
Этот этап предполагает выполнение письменных заданий по своему предмету. Во время апробации на выполнение задач отводилось два часа. Учителям предлагалось не только решить задачу, но и найти ошибку в готовом решении или подготовить план урока. Таким образом, эксперты оценят не только знание предмета, но и методики преподавания.
Третий блок: «педагогический кейс»
В основу задания берется какая-либо нестандартная ситуация, с которой может столкнуться педагог в своей практике. Например, в класс приходит ребенок из неблагополучной семьи. Учителю предлагается написать действий для такой ситуации.
По предварительной оценке, аттестация учителя длится четыре часа, но этапы будут проходить в разные дни. Экзамен на основе ЕФОМ будут сдавать все выпускники педагогических вузов и курсов профессиональной переподготовки. Для них прохождение аттестации станет допуском к профессиональной деятельности. В дальнейшем учителю также придется проходить аттестацию для подтверждения занимаемой должности. Тех, кто не смог выполнить задания, направят на повышение квалификации педагогов.
Нововведения усовершенствуют систему оценки компетентности педагогов, унифицируют требования и стандарты к преподаванию в школе.